Икона «Троица» Андрея Рублёва (часть 2)

Автор: | 04.04.2018

Мы продолжаем разговор о значении символов на иконе Андрея Рублёва «Троица».

Братья и сестры!

Вторую часть нашего разговора необходимо начать с небольшого отступления. Довольно часто в нашей жизни происходят ситуации, когда по незнанию или невниманию можно не заметить важнейшие наши ценности, благодаря которым русская культура росла и развивалась многие столетия. На протяжении веков, из поколения в поколение, наш народ передавал не только язык русской речи, но и язык символов, хранящих в себе силу и правду Божии – русскую иконопись.

Именно сохранение в поколениях понимания языка иконы, богослужения, веры, позволяло справляться с самыми лихими напастями. Заходя в храм, и купец, и царь, и крестьянин имели разное социальное положение, но язык православия у них был един, а икону «читали» с детских лет. Конечно, надо понимать, что это «чтение» символов иконы не у каждого было таким глубоким, как, например, у монаха или священника, но общие значения знал практически каждый православный христианин. На том и стояла Святая Русь до тех пор, пока всё больше и больше русских людей не начало становиться в собственном храме «иностранцами», не понимающими языка собственной культуры.

Чтобы представить произошедшую национальную трагедию этого непонимания, можно привести пример человека, который листает альбом с семейными фотографиями и никого в нём не узнаёт: ни отца, ни мать, ни собственных братьев и сестёр. Сегодня наш долг и наше спасение в восстановлении национальной культурной памяти, и это невозможно без понимания языка иконы.

«Троица» Андрея Рублёва является одним из важнейших наших культурных кодов. Именно поэтому мы сегодня продолжаем «вспоминать» тот язык, на котором говорили наши святые подвижники, и который испокон веков был понятен русскому православному человеку.

Итак, братья и сестры, давайте продолжим наш разговор о значении символов на иконе Андрея Рублёва «Троица». В прошлом материале мы узнали, какое символическое значение заложено в изображённых за ангелами предметах. Кроме того, мы вспомнили ветхозаветный сюжет, который лежит в основе изображения на иконе – этот сюжет на ранних иконах назывался «Гостеприимство Авраама».

Вообще, надо отметить, что в основе иконы всегда лежит либо сюжет из Священного Писания, либо из жития святых – именно с этого начинается каждая икона. По сути, на стенах храма, в иконах и фресках, мы видим сюжеты из Священного Писания и из истории Церкви – храм украшен мудростью этих сюжетов, а не просто яркими и красивыми изображениями.

Учение о Святой Троице лежит в основе православной веры. Изображение трёх ангелов указывает нам на текст Ветхого Завета (явление Господа Аврааму в виде трёх мужей (Быт. 18: 1 – 5). Это напоминание молящимся, что икона есть те же слова Священного Писания, глядя на которые, мы должны понимать – здесь всё посвящено Богу, это дом молитвы, а не «объект искусства».

Но кроме символики сюжета и предметов, на иконе есть ещё символика цвета. Каждый из трёх ангелов одет в хитон (нижняя длиннополая рубашка), и сверху на хитон наброшена накидка (гематий). Важно, что у каждого из ангелов одежда имеет свое сочетание цветов, но почему? Для того, чтобы ответить на этот вопрос давайте вернёмся к символическому значению предметов на дальнем плане.

За левым ангелом изображено здание, о котором мы уже знаем, что оно символизирует домостроительство Божественное. Левый ангел изображён в розоватого цвета накидке и в синим хитоне. Синий в иконе — это не просто цвет земного неба, но символ цвета того божественного неба, который для человека непостижим. Другими словами, синий цвет хитона левого ангела символизирует непознаваемую сущность Бога, небесную, то есть — высокую глубину этой тайны божественной ипостаси, тайну Бога Отца. Розовая накидка говорит о том, что эта сущность Господа скрыта от человека за светом, о котором Григорий Палама сказал: «сверхразумный и неприступный свет, свет небесный, необъятный, надвременный, вечный, свет, сияющий нетлением».

Центральный ангел наоборот укрыт синим, но хитон его багряного цвета. Думаю, что здесь мы можем заметить совпадение этого багряного с цветом багряного тельца, лежащего перед ангелами в чаше. Древо сзади ангела — это древо грехопадения и также древо крёстной жертвы для спасения людей. Багряный — цвет жертвенной крови, а золотая полоска на багряном указывает на царский род. Такие полоски были на хитонах римлян, принадлежавших к древним и знатным родам. Но почему накидка на этом ангеле синяя? Тайна пришествия Господа так и осталась неувиденной многими людьми (и, кстати говоря, остаётся таковой для многих и сегодня).

За правым ангелом возвышается гора (скала), что символизирует твердыню православной церкви, через которую все её чада приходят к спасению. Настоящая жизнь без веры невозможна и, только поднимаясь к вершине нравственности и духа, человек начинает понимать, что такое настоящая жизнь. Накидка правого ангела поэтому имеет цвет возрождения и жизни — зелёный. Но непостижимая сущность, природа божественного животворения здесь также скрыты от человеческого разумения, что показано через синий цвет хитона.

(продолжение следует)

Иван Образцов